Реформирование МВД — глазами профессионалов


  Реформирование МВД - глазами профессионалов

В ходе работы над программой партии «Родина — Здравый смысл» нам пришли предложения от сотрудников милиции, которые, на мой взгляд, нужно включить в программу партии целиком. Однако есть смысл обсудить эти предложения в более широкой аудитории, чем партийная, тем более, что вопрос касается очень важной сферы — правоохранительной системы.

Центральный аппарат МВД должен быть сокращен в разы: в нем следует оставить оперативно-розыскные части криминальной милиции по направлениям деятельности, Управление собственной безопасности, аналитиков Главного информационно-аналитического центра, обрабатывающих информацию и изучающих тенденции совершения преступлений, ученые.

В обязательном порядке необходима ликвидация всех главных управлений МВД по федеральным округам: насколько можно понять, это раздутая, никому не нужная структура с засильем генералов и чиновников, занимающихся только коррупцией и немного — имитацией деятельности.

При получении информации о фальсификации вносимых данных (или косвенных признаков ее фальсификации) по докладу аналитиков на место должна выезжать контрольная группа, которая проверяет на месте достоверность данных путем встреч с гражданами без уведомления местной милиции (а не посещением ее отдела, написанием фальшивой справки и вечерними застольями в бане).

При обнаружении фальсификаций должна проводиться проверка силами оперативных подразделений центрального аппарата Управления собственной безопасности с использованием технических возможностей местного ФСБ, на основании данных которой должно неукоснительно приниматься решение в соответствии с законом.

Криминальная милиция должна включать в себя уголовный розыск, подразделение экономической безопасности, криминалистическую и экспертную лабораторию, специальные оперативно-технические подразделения, подразделение по защите свидетелей.

Агентуру в нынешнем виде следует отменить, так как сегодня практически вся агентурная работа, кроме платной в закрытых учреждениях, насколько можно понять, является фикцией. Используемые методы конспирации не позволяют надежно скрыть личность гражданина, предоставляющего информацию, поэтому информация, полученная из одних источников, часто записывается от лица других, которых не жалко потерять в случае рассекречивания.

Оперативный сотрудник должен получать наличные деньги на оперативные нужды при наличии достоверной информации и списывать их наличием выявленного преступления и возбужденного уголовного дела.

Экономические подразделения должны быть ориентированы на борьбу с коррупцией, хищением бюджетных средств, экономическими мошенничествами и тяжкими налоговыми преступлениями в рамках существующего Федерального закона 26.12.2008 № 293-ФЗ, исключающего внепроцессуальные проверки субъектов предпринимательс
4312
кой деятельности.

При изменении принципа борьбы с коррупцией с коррупцией необходимо:

— внести дополнения в законодательство, которые при наличии документального доказательства вины коррупционера (наличие аудио и видео фиксации) дадут полномочия судам в заключении под стражу фигуранта, с целью ограничения его полномочий влияющих на ход следствия и заручением поддержки высоких покровителей;

— предоставить возможность освобождения от ответственности посредников преступления, дающих показания изобличающие схему и личность взяткополучателя (об этом много говорилось, но в реальной жизни этого нет);

— считать соучастниками преступления, несущими адекватную ответственность, руководителей фирм, аффилированных взяткополучателю, на которые могут переводиться денежные средства, и также освобождать их от ответственности при даче изобличающих показаний.

Вокруг взяткополучателя необходимо организовать неприязненную, враждебную среду, в которой всем будет выгодно изобличить организатора, чтобы избежать личной ответственности.

Важную роль должны играть подразделения по защите свидетелей. При введении в работу принципа освобождения от ответственности лиц, изобличающих коррупционеров, свидетели обязаны получить все возможные виды защиты. Возможно осуществление этой деятельности под эгидой прокуратуры и Следственного комитета.

Экстремизм и терроризм следует целиком передать в ведение ФСБ. Вся работа милиции в данном направлении сегодня, насколько можно понять, сводится в написании бесполезных указаний, планов, справок, псевдоориентировании фиктивной агентуры и в самой милиции называется «борьбой с ветряными мельницами».

Следственные подразделения надо вывести из состава МВД. Следственный комитет должен единолично принимать процессуальные решения по материалам, представленным криминальной милицией, возбуждать уголовные дела и организовывать ход следствия направлением отдельных поручений. Здесь также необходимо четко распределить обязанности: сегодня следователь производит впечатление сборщика бумаги в тома уголовного дела, а реальную работу осуществляют оперативные сотрудники (пока материал полностью не будет собран, в возбуждении отказывается). Между тем следователь должен сам осуществлять всю работу и привлекать оперативную службу для проведения только необходимых специальных мероприятий.

Госнаркоконтроль, насколько можно понять, не столько борется с продаже наркотиков, сколько контролирует ее. А ведь нельзя побороть наркопреступность, исходя из задачи выявлять ежегодно больше ее фактов.

Получать информацию о продаже наркотиков обязан участковый (не только на своем участку, но и в любом месте страны) и передавать ее для обработки аналитикам, которые, изучив данные, передают соответствующие материалы для отработки в криминальную милицию.

Наличие в компьютерной базе данных не реализованной в течении полугода информации о продаже наркотиков должно требовать проверки профильной оперативно-разыскной частью (ОРЧ) криминальной милиции МВД без уведомления территориальных отделов (с использованием технических возможностей ФСБ). При выявлении факта продажи наркотиков должна проводиться проверка о непринятии мер территориальной криминальной милицией. При выявлении факта продажи наркотиков в домовладении без информации участкового должна проводиться служебная проверка в отношении участкового.

При попытке фальсификации информации в базе данных необходимо однозначное принятие решения по увольнению начальника отдела и аналитика с возбуждением уголовного дела в отношении виновных.

При выявлении факта продажи наркотиков в развлекательных учреждениях учредители должны лишаться лицензии на пять лет.

В средних, специальных, технических и высших учебных заведениях должны быть введены обязательные тесты на употребление наркотиков. При выявлении факта употребления наркотиков происходит автоматическое отчисление из учебного заведения, за исключением учащихся, оказавших помощь в установлении лица, реализовавшего им наркотики.

Систему профилактики детских нарушений также необходимо исключить из структуры МВД — просто потому, что малолетние правонарушители часто не являются субъектами правонарушения из-за своего возраста. Контроль за ними должны осуществлять центры социальной защиты детей. При задержании милицией за нетяжкие преступления данные лица должны передаваться в такие центры для принятия мер реагирования. Таким образом, снизится негативное отношение детей к милиции в целом.

В сфере ответственности ГИБДД следует законодательно закрепить обязательное оборудование автомобилей блоком, который перед началом движения будет регистрировать водителя с помощью элементарной пластиковой карты, на которой должна размещаться информация о категории прав, пройденном техосмотре (в автомастерских, а не в ГИБДД), наличии страховки. Уже возможно и установление блоков, определяющих наличия алкоголя у водителя. На данный блок должна записываться информация с камеры видеонаблюдения, установленной на автомобиле. Благодаря этому при ДТП не нужно будет часами дожидаться ГИБДД, а нужно будет просто передать запись в страховую компанию, в которой установят факт и степень нанесенного ущерба. Заодно можно будет избавиться от автомошенников.

Прием экзаменов на права должны осуществлять лицензированные коммерческие организации, лицензированные на это. Законность выдачи должны контролировать оперативные подразделения экономической безопасности, выявляя факты подкупа.

Регистрацию автомобиля также должны осуществлять лицензированные коммерческие организации. Номера в соответствии с прейскурантом следует выставлять на сайте и оплачивать по факту резервирования, а «красивые» номера продавать с аукциона.

Необходимо развивать систему «Безопасный город», камеры которой фиксируют нарушения правил дорожного движения, причем информация о фиксируемых нарушениях и предъявленных претензиях должна автоматически фиксироваться и передаваться в МВД, где аналитики устанавливают факты злоупотреблений в отношении конкретных лиц и передают информацию в Управление собственной безопасности.

Можно оставить малочисленные отделы ГИБДД только в муниципальной милиции региона для организации профилактических операций (например, по выявлению пьяных за рулем) или регулирования сложных участков дорожного движения. Следует категорически запретить им сопровождение чиновников, свадеб и похорон воров в законе.

Все существующие изоляторы временного содержания, СИЗО, спецприемники и другие заведения, ограничивающие свободу, равно как и служба конвоирования, должны быть переданы судебным органам, которые и принимают в соответствии с УПК решение об изоляции человека. В настоящий момент идет серьезное отвлечение сотрудников милиции на доставление административно задержанных, что, помимо прочего, приводит к нарушению прав человека и создает возможности злоупотребления. Доставленные могут находиться в отделе милиции не более 3-5 часов, в течении которых должна быть установлена личность, собраны изобличающие документы для направления в суд задержанного, где его и документы о его виновности принимают приставы и полностью осуществляют дальнейший процесс задержания или заключения под стражу либо его освобождения. Результаты устанавливаются аналитиками при помощи сверкой данных милиции и судов.

Внутренние войска, сохраняя свою специфику, должны быть переданы в подчинение войскам постоянной готовности.

Прием заявлений у граждан должен полностью измениться. В настоящее время его осуществляет бездушная дежурная часть, объективно заинтересованная в том, чтобы отбиться от заявлений и «сбить деньги» с доставленных.

Необходимо организовать аналог диспетчерских, обладающих сведениями, где находятся наряды милиции, группы быстрого реагирования и наряды вневедомственной охраны. При обращении гражданина, как лично, так и по телефону необходимо одновременно в эту же минуту организовывать работу ближайших нарядов, при тяжком преступлении — вызов группы криминальной милиции и кинологической службы. Быстрота реагирования по сообщениям о преступлениях увеличит шансы раскрытия их по горячим следам и убедит граждан в необходимости незамедлительного сообщения о всех очевидных преступлениях.

Оценка деятельности диспетчерских должна производиться заявителем в ходе сбора первичного материала, на специальном бланке, где проставляются пометки о времени приема заявления, участия в поисковых мероприятиях, опросах, опознаниях, вежливом и корректном обращении сотрудников милиции и т.д..

Необходимо в принципе и на корню ликвидировать штабы — как главное зло. Основное их занятие, по всей вероятности, — организация совещаний, разработка планов, инструкций, решений, что представляется бесполезными бюрократическими изгибами. Милиция должна заниматься охраной граждан, а не заседанием на бесконечных совещаниях и печатанием тысяч однообразных справок, накапливаемых тоннами в архивах. Необходимая информация о деятельности любого сотрудника и подразделения в целом должна находиться в компьютерной программе учета и выдаваться в режиме реального времени аналитиком в любой точке России.

В целом структура муниципальной милиции должна выглядеть так: начальник милиции общественной безопасности региона, подчиняющийся напрямую Министру внутренних дел, и его единственный заместитель, в подчинении которых находятся:

— аппарат аналитиков, осуществляющих сбор, обработку, анализ и отправку в Главный информационный центр МВД информации, накапливаемой территориальными отделами милиции, которые также вносят сведения о сотрудниках. Аналитики изучают тенденции совершения преступлений и эффективность деятельности территориальных подразделений и рейтинг каждого сотрудника. Лица с самым низким рейтингом направляются на переаттестацию в учебно-кадровое учреждение МВД и принятия решения о дальнейшей деятельности. Установленная криминальная информация или схемы совершения преступлений, или лица, готовящие преступления передается в криминальную милицию для отработки оперативным путем;

— кинологический центр;

— управление материально-технического обеспечения в рамках вольнонаемных сотрудников, которые собирают сведения о приобретении транспорта и передают аналитикам учетные данные машин и водителей, входящих в их штат (кроме водителей патрульных авто), производят учет оружия, его хранение и выдачу на местах. Выдача форменного обмундирования производится наличными каждому сотруднику по имеющимся нормативам. Этим можно избавиться от раздутого штата кладовщиков, складских помещений и учетчиков, считающимися милиционерами, а главное — от коррупции и продажи формы налево вагонами. Каждый сотрудник будет следить за своей формой, приобретать более качественную для увеличения срока её службы и личной экономии;

— начальники территориальных отделов милиции со своими участковыми, подразделениями ППС, дознанием и диспетчерскими (сейчас все эти службы дублируются в аппаратах управлений и министерств субъектов и страны в целом и по своему штату сопоставимы с числом реально работающих людей);

— ОМОН: при достойной оплате труда в него смогут приходить адекватные, подготовленные физически и морально люди. Должны использоваться исключительно при массовых беспорядках (нарушение прав граждан двумя или более лицами), нападении на органы государственной власти и управления. Охрана митингов, футболов, концертов и других коммерческих предприятий должна осуществляться частными охранными компаниями и страховаться в рамках гражданской ответственности (чем меньше охраны, тем выше цена страховки).

И это ВСЁ. Ни при каких обстоятельствах нельзя увеличивать и раздувать структуру, потому что для управления большой структурой требуется большой обслуживающий персонал, который быстро перерастает число работающих людей и захлестнет своими амбициями руководство. Пока же стремительно растет число разнообразного разнокалиберного начальства, а работать некому.

Набором сотрудников (только отслуживших в армии) должны заниматься только учебно-кадровые заведения МВД, которые по способностям, установленным в ходе обучения, определяют направленность дальнейшей деятельности (для работы в ППС нужно 2 месяца обучения, участковым полгода, оперативником криминальной милиции один год, следователем полтора, аналитиком два) и предоставляют в милицию готовых сотрудников, знающих законы, программы, тактику и методику работы. В настоящий же момент кандидат проходит несколько этапов трудоустройства с бесконечными комиссиями и собеседованиями, которые легко преодолеваются коррупционной поддержкой, а в учебное заведение попадает через значительное время, уже «обучившись» на практике.