Росавиация изменила правила воздушного движения в России с первого ноября 2010 года, позволив частным самолетам взлетать в любое удобное для них время. «Российская газета» пишет, что пилоту не надо будет, как сейчас, запрашивать разрешение на взлет с авиа площадки за три дня, а затем ждать подтверждения от авиадиспетчеров.
С ноября для малой авиации, которая не занимается регулярными пассажирскими коммерческими перевозками, начнет действовать уведомительный порядок использования воздушного пространства. Пилот должен будет сообщить диспетчеру о взлете, а также о точке прилета. При этом малую авиацию ограничат по высоте полетов: без диспетчерского сопровождения можно будет летать на высоте не более трех тысяч метров.
Подобные изменения были внесены, чтобы в случае авиакатастрофы поисково-спасательная служба могла без промедления начать операцию. Дальнемагистральные и среднемагистральные суда по-прежнему будут обязаны получать разрешение на взлет.
Пилотам, которые станут летать без диспетчеров, будет грозит административная или уголовная ответственность, если они пересекут границу запретной зоны или станут виновниками воздушного инцидента. Газета пишет, что в Минтрансе уже разработан проект закона, который ужесточит ответственность за нарушения правил воздушного пространства. Так, если, управляя самолетом, пилот станет виновником смерти другого человека, то ему будет грозить тюремное заключение до семи лет.
Сейчас в России имеют самолеты и вертолеты в частной собственности около тысячи человек. Для сравнения, в США — свыше 450 тысяч владельцев.
Стоит отметить, что на Украине упрощенный порядок совершения полетов на частных воздушных судах малой авиации был введен в 2009 году.