«Проект Евроазиатского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК), в основе которого готовый, но никогда еще не работавший в проектном (аверсном) режиме, украинский нефтепровод » Одесса — Броды «, похоже, может быть реанимирован. На Украину прибыл президент Венесуэлы Уго Чавес , и именно венесуэльская нефть, закупленная Белоруссией для своего Мозырского НПЗ, оставшегося без российского сырья, может вдохнуть жизнь в нашу многострадальную трубу. С 2004 года трубопровод используется для поставок российской нефти из Брод в Одессу. Украина была вынуждена пойти на это унижение из-за того, ЕАНТК никак не удавалось довести до польского Плоцка и получить выход к морю». Об этом пишет сегодня, 19 октября, украинская газета «День».
«Как предсказывает Сергей Скрипка , генеральный директор международного трубопроводного предприятия «Сарматия», созданного для достройки нефтепровода «Одесса — Броды» по территории Польши, украинские власти расторгнут контракт с российско-британской ТНК-ВР , чтобы начать поставки венесуэльской нефти по трубопроводу Одесса-Броды » в Белоруссию. Скрипка сказал, что считает технологически невозможной прокачку венесуэльской нефти через «Одесса-Броды» с сохранением российских поставок в противоположном направлении. Директор «Сарматии» отметил, что основанием для немедленного расторжения контракта может быть невыполнение ТНК-ВР его условий. Скрипка и не имеет точных данных об объемах поставок в этом году нефти из Брод в Одессу, но сомневается в том, что ТНК-ВР по итогам года сможет прокачать предусмотренное в контракте количество нефти (9 млн. тонн). Оценивая поставки «танкистов» в этом году, он сказал: «По-моему, очень немного»», — говорится в публикации.
«Прогноз Скрипки имеет под собой реальную почву. Глава минтопэнерго Юрий Бойко недавно заявил, что Украина планирует провести пробную прокачку 80 тысяч тонн венесуэльской нефти по нефтепроводу «Одесса — Броды» в Белоруссию в ноябре этого года. Это может стать первым шагом и для транспортировки в страны Европы через территорию Украины каспийской нефти. «Сарматия» в начале этого года подписала предварительный договор о дофинансировании строительства польской части ЕАНТК за средства Европейской комиссии , которая намерена выделить около 120 миллионов евро, что составляет 25% стоимости прокладки трубопровода по территории Польши. Скрипка считает, что планируемые поставки венесуэльской нефти по украинскому трубопроводу в Белоруссию будут способствовать реализации проекта Евроазиатского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК) для поставок каспийской нефти в Европу. «Независимо от того, каспийскую (нефть) на украинские НПЗ или венесуэльскую — на белорусский (НПЗ), — это будет для нашего проекта очень полезно», — уверен он. Скрипка напомнил, что годовая мощность готового нефтепровода составляет 14,5 миллиона тонн, тогда как в планах Минска прокачать около 9 миллионов тонн. По словам директора «Сарматии
1000
«, свободная мощность может быть использована для поставок нефти на украинские нефтеперерабатывающие заводы в Дрогобыче и Надворной, а для рентабельных поставок нефти до польского Плоцка по ЕАНТК необходимо ежегодно прокачивать 10 миллионов тонн», — пишет также издание.
«Интересная деталь. Польша всегда горячо поддерживала и проект «Одесса-Броды» и ЕАНТК. Но, как говорится, торопилась медленно. К примеру, в июне подал в отставку представитель этой страны в правлении «Сарматии», но польская государственная нефтетранспортная компания PERN Przyja_с никак не могла подобрать кандидата на эту должность, пока соответствующее обязательство не было записано в протоколе заседания от 29-30 сентября межправительственной польско-украинской комиссии по экономическому сотрудничеству. В тот же день решение было принято. Но дело, скорее всего, не в протоколе, а в том, что перед ЕАНТК открылись реальные перспективы с завершением переговоров по новому маршруту поставки нефти в Белоруссию», — говорится в материале.
Справка ИА REGNUM Новости : Нефтепровод Одесса — Броды — нефтепровод, построенный в 2001 году между городом Одесса на Чёрном море и городом Броды в Львовской области, где осуществлена стыковка с нефтепроводом «Дружба». Эксплуатационная длина — 667 км, проектная мощность — 14,5 млн тонн нефти в год. По нему предполагалось транспортировать каспийскую и казахстанскую нефть в обход турецких проливов из порта Южный под Одессой на НПЗ Восточной и Центральной Европы и в Северную Европу через Гданьский порт. Нефтепровод строился на протяжении 1996-2002 годов, предполагалось, что впоследствии будет проложена труба из Брод до польского Плоцка, который уже соединён нефтепроводом с Гданьском. Однако с 2002 по 2004 год нефтепровод простаивал, поскольку правительство Украины не получило от нефтяных компаний, работающих на Каспии, гарантий по загрузке его сырьём. Россия добивалась использования этого участка в реверсном режиме для поставок российской нефти в порты Средиземноморья. 18 августа 2004 года Россия и Украина подписали долгосрочное соглашение о транзите нефти. Нефть из нефтепровода «Дружба» поступает до терминалов украинского порта «Южный».