Почему Медведев так долго думал о кандидатуре мэра?


  Почему Медведев так долго думал о кандидатуре мэра?

Всю прошедшую неделю, до пятницы вечера, в российской политике обсуждали одну главную тему — почему Дмитрий Медведев не представляет Мосгордуме кандидатуру Сергея Собянина. Многие высказывали ту точку зрения, что президент не хочет предлагать Собянина и потому тянет время.

В действительности не предложить именно эту кандидатуру Медведев не мог — все было согласовано еще при подготовке списка кандидатов.

Если бы президент назвал другую фамилию, это противоречило бы неписаным правилам игры, согласно которым самый статусный участник списка не может быть обойден без сильного репутационного ущерба для него. А в данном случае и для его начальника — Владимира Путина. Путин согласился на смещение Юрия Лужкова: действовать иначе было невозможно. Конфликт обострился до предела, мэр не соглашался принести извинения, и оставить его в должности было для Медведева совершенно неприемлемо. Но при этом премьер, видимо, оставил за собой право представить его преемника. Неудивительно, что Путин впервые принял непосредственное публичное участие в обсуждении вопроса о кандидате на пост главы региона.

В то же время нельзя сказать, что Собянин неприемлем для Медведева. Дело в том, что Собянин — политик не только опытный, но и осторожный, и «совместимый». Обратим внимание на его тюменский опыт, когда Собянин смог наладить нормальные отношения со всеми значимыми игроками, присутствующими в регионе, включая и тех, кто в ходе напряженной губернаторской избирательной кампании действовал на стороне его конкурента. Позднее он оказался одним из очень немногих «непитерских» людей, не просто вошедших в ближний круг Путина, но и закрепившихся в нем. До такой степени, что, уходя в правительство, Путин оставил его на должности руководителя своего аппарата. И это при том, что большинство чиновников АП высокого ранга остались работать в Кремле. Представляется, что как исполнительный администратор Собянин сработается и с Медведевым в качестве участника «президентской вертикали».

Почему же принятие решения заняло неделю? Представляется, что в течение недели во власти мог идти торг, по двум направлениям.

Первое: возможные кадровые решения на федеральном уровне, которые повлечет за собой переход на другую работу вице-премьера и руководителя аппарата правительства. Сейчас возможности Медведева влиять на ситуацию в правительстве выглядят крайне ограниченными. Но не исключено, что переход Собянина в мэрию может дать импульс к изменениям в составе Кабинета министров. Среди возможных кандидатов на его пост фигурируют, в частности, Сергей Нарышкин и Игорь Сечин. Если аппарат возглавит Нарышкин, его место, по данным СМИ, могут занять либо министр юстиции Александр Коновалов, ли
1e58
бо глава контрольного управления кремлевской администрации Константин Чуйченко. Напомним, что Нарышкин руководил аппаратом правительства до тех пор, пока не занял пост главы кремлевской администрации. А Чуйченко, как и Коновалов, входит в сравнительно узкий круг государственных служащих, непосредственно связанных с президентом Медведевым. Их обоих еще в прошлом году называли в качестве возможных кандидатов на место Нарышкина в случае его возвращения в правительство либо перехода на другую значимую должность в госаппарате.

Переход Сечина на пост руководителя аппарата правительства может ослабить его позиции — в настоящее время он курирует ТЭК, причем его влияние существенно выходит за отраслевые рамки (например, Сечин непосредственно занимается развитием отношений России с Китаем и странами Латинской Америки). В августе в СМИ уже проходила информация о другом возможном способе сокращения влияния Сечина на расстановку сил в правительстве — смещении с поста министра энергетики Сергея Шматко, который был обязан своим назначением именно Сечину.

Второе направление: возможные кадровые перестановки на московском уровне. Здесь вполне вероятно, что свои посты сохранят Владимир Ресин (в СМИ распространена версия, что он должен обеспечить стабильность в городском хозяйстве во время подготовки к парламентским и президентским выборам) и Людмила Швецова, отвечающая за социальный комплекс и включенная в «единороссовский» список кандидатов в мэры. Сергей Миронов озвучил давно обсуждавшийся в прессе вариант разделения постов мэра и премьера правительства Москвы (с назначением на этот пост нижегородского губернатора Валерия Шанцева, также входившего в список кандидатов на пост мэра). Однако это может быть невыгодно Собянину, так как ограничивает его возможности в управленческой сфере, оставляя, однако, ответственность за принимаемые решения.

В то же время в Москве еще в 2009 году начался процесс замены ключевых фигур, представляющих органы федеральной власти. Вначале пост главы ГУВД занял Владимир Колокольцев, кандидатура которого была одобрена лично Медведевым. В августе нынешнего года руководителем следственного управления (СУ) по Москве Следственного комитета был назначен Вадим Яковенко, ранее работавший в контрольном управлении президента. В ближайшее время возможны и другие знаковые перестановки, например, в прокуратуре и таможенной сфере. Причем в качестве вероятного кандидата на пост столичного прокурора называют Игоря Сироша — помощника Нарышкина, активного участника комиссии по борьбе с фальсификацией истории. Отметим также, что в апреле 2011 года рекламазаканчивается срок полномочий председателя Арбитражного суда Москвы Олега Свириденко. По сведениям «Ведомостей», его не поддерживает председатель Высшего арбитражного суда Антон Иванов («человек Медведева») — с ним у Свириденко был конфликт еще в 2007 году. Вместе с тем на стороне главы столичного арбитража «влиятельные люди в окружении Владимира Путина», так что вопрос о продлении его полномочий пока выглядит неясным.

Таким образом, согласие Медведева на фактическое назначение (решение Мосгордумы носит формальный характер) Собянина на пост мэра Москвы может стать одним из этапов компромисса элит внутри правящей диархии. От характера этого компромисса во многом будет зависеть политическая расстановка сил на «дальних подступах» к президентской избирательной кампании 2012 года.