Алтаю и без всякого дефолта грозят вполне реальные проблемы: депутат Госдумы

Депутат Госдумы от Алтайского края (фракция КПРФ ) Алексей Багаряков сегодня, 19 октября, проанализировал проект федерального и краевого бюджетов. Как отмечается в заявлении депутата, поступившем в редакцию ИА REGNUM Новости , бюджет Алтайского края «партия власти» также окрестила «восстанавливающим». Однако анализ приводит прямо к противоположным выводам.

«Начнем с обещания Кудрина: в 2011 году размер дефицита федерального бюджета спрогнозирован на уровне 1,8 трлн, в 2012 — 1,73 трлн, а в 2013 вновь 1,8 трлн рублей. То есть, по логике министра финансов, в течение ближайших трех лет страна будет только готовиться к ликвидации дефицита бюджета. Но зато потом, за оставшиеся два года сделает большой технологический и экономический рывок вперед, благодаря чему к 2015 году будет достигнута обещанная г-ном Кудриным «макроэкономическая стабильность»», — замечает политик.

Он подчеркивает: «На этом фоне слова из еще прошлогоднего доклада вице-губернатора Алтайского края Михаила Щетинина о росте средней номинальной зарплаты в регионе к 2015 году аж на 50% — выглядит вполне оправданным. И в то, что валовый региональный продукт края к тому же периоду будет прибавлять по 6-7% в год — тоже вполне можно поверить. В этом году на публичных слушаниях по проекту бюджету на 2011 и плановый период 2012 — 2013 гг. г-н Щетинин подтверждать свои прогнозы не стал».

Депутат также замечает: «Странно было бы ожидать, что дефолт в стране обойдет стороной Алтайский край, и количество бедных в регионе, как пообещал г-н Щетинин (в ходе обсуждения бюджета на уходящий 2010 год) сократится с нынешних 22 до 15%. Впрочем, краю и без всякого дефолта грозят вполне реальные проблемы в виде потенциальной дыры в бюджете размером в более чем один миллиард рублей. Речь о недополученной прибыли » Алтайэнерго «, выросшей до миллиарда рублей, якобы, из-за того, что руководство региона установило заниженные тарифы на тепло и электроэнергию. В 2004 году Арбитражный суд Алтайского края признал этот долг официально, но до сих пор краевым властям удавалось «тянуть».

«Однако на днях правопреемник «Алтайэнерго» » МРСК Сибири » объявила о поиске коллектора, желающего приобрести задолженность Алтайского края. Коллектор, задача которого выбивать долги всеми законными (и не очень) способами — не станет «входить в положение» и реагировать на просьбы «подождать хотя бы до выборов». Впрочем, и прецедентов, когда долги целого субъекта Российской федерации выставляются на продажу — в новейшей истории не было», — замечает Алексей Багаряков.

По его словам, в 2011 году дефицит бюджета Алтайского края запланирован на уровне всего 860 млн рублей, и средств на погашение задолженности перед «МРСК Сибири» в нем не предусмотренно. Как пояснил давно занимающийся этой проблемой депутат краевого парламента Игорь Вольфсон , в августе Арбитражный суд края уже принял решение о том, что дальше с этим долгом краевые власти «резину тянуть»
2360
не могут и обязаны рассчитаться.

В ходе публичных слушаний по проекту краевого бюджета депутат-коммунист предложил публично разъяснить, что же нас ждет в случае неисполнения решения суда. Ведь по действующему законодательству к тому миллиардному долгу могут добавиться еще несколько миллионов в виде финансовых санкций. «И если у администрации края, действительно есть возможность не платить, ничего не опасаясь, то почему она не спешит развеять опасения депутатов и простых жителей края? Молчание — оно всегда подозрительно», — считает коммунист.

Он подчеркивает, что под гнетом высоких налогов зарплаты не только не вырастут, но и еще больше «уйдут в тень», а частный капитал будет выводить производство в страны с более низким уровнем налогов. Это, в зависимости от масштабов, может привести к падению ВВП в 2011 году (вместо запланированного роста) на 4%.

В Алтайском крае, по данным Минрегиона доходы и уровень занятости населения, по-прежнему хуже среднероссийского уровня. Да и на уровне Сибири зарплаты на Алтае самые низкие (в среднем, чуть больше 10 тыс. рублей). По отношению среднемесячной зарплаты к фиксированному набору товаров и услуг — край относится к группе регионов с минимальными значениями.

Алтайский край по социально-экономическому положению в целом относится к группе из 48 регионов, где положение хуже среднероссийского. К этой группе относится практически вся Сибирь, кроме Красноярского края и Кемеровской области. «Но беда в том, что пресловутая вертикаль требует отчета о том, что не местах все налаживается и постоянно растет. Ну а раз нужен, всего-навсего, отчет — он будет предоставлен вне зависимости от реального положения дел», — замечает политик.

Багаряков подчеркивает: «Разумеется, о растущей смертности (и уж тем более о ее реальных причинах) региональные власти будут усиленно молчать. Зато об отдельных точечных успехах будут кричать нарочито громко, чтобы ощущение всеобщего благоденствия распространилось и на тех, кому да этого благоденствия дальше, чем до могилы. Анализ изменений размеров сумм, которые регионы получают из федерального центра на «выравнивание бюджетной обеспеченности» четко показывает ориентированность бюджета на грядущие выборы».

Так, в 2011 году регионы получат из центра почти 400 млрд рублей, однако после выборов гарантированный финансовый поток значительно сократится, до 337 млрд рублей в 2012 году и до 317 млрд рублей в 2013 году. С учетом инфляции снижение объема дотаций становится еще более очевидным. Тем самым, в условиях продолжающегося кризиса российский Минфин сразу после выборов оставляет регионы на произвол судьбы.

Официально, на подготовку и проведение выборов депутатов Алтайского парламента из бюджета Алтайского края будет выделено 120 млн рублей. Это не считая прочих расходов на агитацию (оболванивание масс в интересах «партии власти»). В ходе общественных слушаний по проекту бюджета края на 2011 год «финансовый» вице-губернатор регионе Владимир Притупов заявил об увеличении строки расходов на средства массовой информации до почти до 147 млн рублей. Кроме того, проект бюджета на 2011 год предусматривает увеличение расходов на правоохранительную деятельность.

В частности, властям придется говорить об улучшении инвестиционного климата в Алтайском крае. Что касается Алтайского края, то он, по данным Минрегиона находится в группе территорий с минимальными значениями инвестиционной привлекательности (сводный индекс — 56,9). И по инвестициям в основной капитал на душу населения в первом полугодии он находился в группе регионов с минимальными значениями.

«Так неужели кто-то думает, что с уменьшением объемов инвестиций на федеральном уровне, в Алтайском крае они будут расти? Или, у чиновников осталась надежда на задекларированную на всех уровнях «модернизацию экономики», которая и должна будет обеспечить ее стремительный рост? Как на федеральном, так и на региональных уровнях», — делится своим мнением депутат Госдумы.

«Таким образом, предложенный Министерством финансов РФ документ представляет собой бюджет стагнации, а не развития, и способствует закреплению России в качестве сырьевого придатка других стран, а также создает угрозу попадания страны в долговую яму с последующим дефолтом. Соответственно, бюджеты регионов (в особенности — Алтайского края, который сориентирован на федеральный) ждет не менее, а то и более неприятная участь. Вряд ли в «эшелонах власти» этого не понимают. Просто в последнее время, проекты бюджетов (как федерального, так и региональных) становятся частью предвыборного пиара. Ведь на практике все оказывается гораздо хуже, чем даже в самом «умеренно позитивном» варианте проекта бюджета», — резюмирует Алексей Багаряков.